ФГБНУ
«Институт коррекционной педагогики»
Детям с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Законом об образовании (ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в РФ (ред. от 31.07.2020) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
-
обучение совместно с другими обучающимися
-
обучение в отдельном классе обычной школы
-
обучение в специальной школе
-
индивидуальное обучение на дому
-
обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации)
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения (ф.297).
Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.
Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.
Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в Лицее
Обучение учащихся с ОВЗ в Лицее организовано совместно с учащимися не имеющих таких ограничений (инклюзивно).
Учащиеся переходят (зачисляются) на инклюзивное образование на любом уровне образования с момента:
- получения ими заключения и рекомендаций ПМПК;
- подачи заявления родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
В Лицее инклюзивное обучение учащихся с ОВЗ с учётом уровня развития может быть организовано:
- по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- адаптированным образовательным программа в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- по индивидуальной образовательной программе.
На каждого конкретного учащегося Лицей разрабатывает адаптированную образовательную программу, обязательной частью которой является программа коррекционной работы и дневник индивидуального сопровождения по форме согласно приложению.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на учебный год, либо полгода, либо каждую четверть.
Внеурочная деятельность для учащихся с ОВЗ организуется согласно плана внеурочной деятельности, часы внеурочной деятельности используются для организации адаптационных и коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями ПМПК.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
С учётом психофизических особенностей учащегося с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается поддержкой ассистента (тьютора).
Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий Лицея.
Адаптированные программы
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Обучение на дому
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В виду отсутствия учащихся, требующих создания специальных условий обучения и доступной среды, оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, спортивных сооружений и других объектов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в МБОУ "Лицей №1" нет.
Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации оборудован пандус.
Меры поддержки
Официальные рекомендации, памятки по дистанционному обучению детей с ОВЗ
Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья
№ |
Название рекомендаций |
Разработчик |
Целевая аудитория |
1 |
Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ: советы родителям |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
2 |
Воспитание в школе и дома: в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
3 | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей | |
4 |
Педагогическая помощь детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в семье |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
5 |
Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
6 | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |